Противодействие Рейдерским захватам как явление бизнес-среды модифицируются. У агрессоров расширился не только список методов, но и список целей. Теперь нападающей стороне интересны и субъекты малого и среднего бизнеса. Что надо знать и делать руководителю компании для успешного противостояния рейдерам?
Недружественные захваты, появившиеся в 90-х годах, сопровождались разгромными визитами ОМОНа и физическим препятствием работе собственников. Теперь они превратились в современную, более изощренную форму – поглощение при помощи бумажного крючкотворства и судебных разбирательств.
Немного статистики
По данным управления экономической безопасности, в 2003 г. в правоохранительные органы поступило 151 обращение на эту тему, в 2004 г. – 177, в 2005 г. – 106, в 2006 г. – 38 и на октябрь 2007 г. было зафиксировано 27. В Бюро экономической безопасности Московской торгово-промышленной палаты в первом полугодии 2007 года с подобными проблемами обратилось более 130 предпринимателей. По данным Московской торгово-промышленной палаты и по сведениям самих предпринимателей, в ближайшее время еще около 4000 бизнесменов могут подвергнуться захвату. Под ударом в первую очередь находятся предприятия легкой промышленности, машиностроения, металлообработки, фирмы, ведущие научно-исследовательскую работу. Уменьшение количества обращений по Москве свидетельствует о том, что произошло изменение качества рейдерских попыток – они все чаще носят юридически емкий характер без видимых признаков противоправных действий. Рейдеры зачастую теперь не попадают не только под уголовные, но даже и под административные статьи. Для столицы эта проблема имеет особое значение, поскольку именно в столице сосредоточены наиболее дорогие имущественные комплексы, которые могут стать объектом захвата. В регионах еще большое количество силовых захватов. При отсутствии стратегии и тактики защиты предприятия само поглощение много времени не занимает. Статистика захватов показывает, что в 70 % случаев контроль над предприятием переходит к новому собственнику. И прежний владелец, и руководство предприятия просто не успевают ничего предпринять.